English version :: CPTI web site :: DEPSY web site
 

РЕКОМЕНДАЦИИ ВСЕРОССИЙСКОГО СЕМИНАРА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ АСОЦИАЛЬНЫХ ЯВЛЕНИЙ В ПОДРОСТКОВОЙ И МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ

24.12.2003

В рамках реализации направления "Профилактика наркомании и зависимости от психоактивных веществ, асоциальных явлений в молодежной среде, правовая защита и сохранение психического здоровья молодежи" федеральной целевой программы "Молодежь России (2001-2005 годы)" Департаментом по молодежной политике Министерства образования Российской Федерации был проведен в Северо-Западном федеральном округе Всероссийский семинар по профилактике асоциальных явлений в подростковой и молодежной среде (21-23 ноября, г.Светлогорск, Калининградская область).

РЕКОМЕНДАЦИИ ВСЕРОССИЙСКОГО СЕМИНАРА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ АСОЦИАЛЬНЫХ ЯВЛЕНИЙ В ПОДРОСТКОВОЙ И МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ

(22 ноября 2003 г., Калининградская область)


Организованный Департаментом по молодежной политике Министерства образования Российской Федерации, Комитетом по делам молодежи Калининградской области Всероссийский семинар по профилактике асоциальных явлений в подростковой и молодежной среде привлек внимание ведущих научных сотрудников, представителей федеральных и региональных органов государственной власти, руководителей и специалистов органов по делам молодежи, сотрудников органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. В семинаре приняли участие также зарубежные специалисты в области профилактики асоциальных явлений в подростковой и молодежной среде из Финляндии, Украины.
По данным ряда выборочных исследований, наиболее высокий уровень приобщения к наркотикам характерен для возрастной группы 16-19 лет, в первую очередь, среди учащейся молодежи, что заставляет задумываться о проблемах сохранения генетического здоровья нации.
По результатам проведения Всероссийским научно-исследовательским институтом МВД России в рамках федеральной целевой программы "Молодежь России (2001-2005 годы)" комплексного социолого-криминологического исследования установлено следующее.
В последние годы распространение наркотиков и наркопреступности приобрело угрожающие масштабы. Если в 1985 году в стране имелось всего 4 региона, в которых, по экспертным оценкам, насчитывалось не менее 10 тысяч потребителей наркотиков, то в 2002 году таких регионов стало более 30. В настоящее время в России нет ни одного города, где бы не было зарегистрировано лиц, потребляющих наркотики. К тому же отмечается тенденция наркотизации сельского населения.
По данным медицинской статистики, количество больных наркоманией, состоящих под диспансерным наблюдением, на конец 2001 года составило 317,2 тысячи человек, в 2002 году этот показатель увеличился на 1,8 % и достиг 323 тысячи человек; на 01.01.2003 года - более 350 тысяч больных с диагнозом "наркомания". Хотя среди потребителей основную группу по-прежнему составляют лица в возрасте 18-41 лет (80%), к потреблению наркотических средств активно привлекаются дети и подростки.
Особую озабоченность вызывает рост показателей заболеваемости и смертности по нозологическим формам социальной этиологии (туберкулез, заболевания, передаваемые половым путем, ВИЧ/СПИД), распространение социальных девиаций, угрожающих генофонду нации - наркомании, токсикомании, алкоголизма.
На 01.01.2003 г. в Российской Федерации зарегистрировано 229049 ВИЧ-инфицированных, включая 4775 детей.
Общая численность инвалидов в возрасте до 18 лет в 2002 году, по данным Минздрава, достигла 620342 детей.
Еще более неутешительно выглядят цифры, фиксируемые уголовной статистикой. В январе-апреле 2003 года зарегистрировано 921,3 тысяч преступлений, совершенных подростками. Все больше преступлений, совершенных подростками, носят особо тяжкий характер.
На сегодняшний день формирование здорового образа жизни, профилактика асоциальных явлений в молодежной среде и правовая защита молодежи являются приоритетными направлениями государственной молодежной политики, важнейшим фактором обеспечения безопасности Российской Федерации.
Главными задачами Всероссийского семинара были анализ состояния психического здоровья молодежи, выработка инновационных подходов к профилактике асоциальных явлений в молодежной среде, определение роли молодежи в системе профилактики.
На семинаре проанализированы современное состояние и проблемы профилактики асоциальных явлений в подростковой и молодежной среде, проблемы организации деятельности субъектов предупреждения молодежной преступности, особенности правого регулирования профилактики молодежной преступности, практика применения соответствующего законодательства.
Участники семинара выразили озабоченность возрастающими масштабами подростковой и молодежной преступности, представляющими серьезную угрозу национальной безопасности не только страны, но и всего мирового сообщества.
Главными причинами молодежной преступности в России являются, по мнению участников семинара, серьезные недостатки и пробелы в нормативном правовом обеспечении правовой защиты подростков и молодежи, отсутствие эффективной системы предупреждения молодежной преступности, в частности, проблемы трудоустройства молодежи, получения образования, социального обеспечения, правового воспитания, организации досуга.
Для более успешного решения проблемы профилактики асоциальных явлений в подростковой и молодежной среде необходимо разработать и реализовать систему мероприятий, способствующих повышению эффективности профилактики наркомании среди подростков, приданию работе системного, целенаправленного характера. Среди неотложных мероприятий необходимо выделить следующие:
1. Создать систему мониторинга наркоситуации в Российской Федерации и ее отдельных субъектах. Результаты мониторинга должны рассматриваться как основание для организации, планирования и корректировки антинаркотических профилактических планов и мероприятий.
2. Создать систему антинаркотической пропаганды: расширить целенаправленную и систематическую работу по пропаганде здорового образа жизни, уделив особое внимание регулярному развитию программ профилактики употребления психоактивных веществ и публикациям для подростков и молодежи, психологов, родителей (готовить публикации и передачи совместно с Минздравом и Минобразования с учетом возрастных и психологических особенностей телезрителей, радиослушателей и читателей).
3. Разработать комплексный план по профилактике наркомании, токсикомании, алкоголизма, табакокурения в Российской Федерации на основе федеральной и региональных программ.
4. Обеспечить развитие квалифицированной экстренной психологической помощи по телефону для подростков и молодежи.
5. Развивать сеть подростково-молодежных клубов (центров), обеспечивающих организацию доступного содержательного развивающего досуга для подростков и молодежи.
6. Установить связь учреждений социального обслуживания молодежи и подростково-молодежных клубов (центров) с высшими учебными заведениями, готовящими специалистов по специальностям "Психология", "Социальная работа", "Юриспруденция", с целью привлечения научных работников к курированию научно-методической работы по направлениям социальных программ государственной молодежной политики и предоставления базы центров для прохождения студентами практики, написания курсовых и дипломных работ.
7. Рекомендовать к внедрению систему организации ювенального просвещения, разработанную в Воронежской области (Ювенальный центр Воронежского института МВД РФ):
- ходатайствовать перед Министерством образования Российской Федерации о введении в образовательный процесс по специализации 021100 и 023100 двух обязательных дисциплин федерального и регионального компонентов "ювенальное право" и "ювенальная юстиция";
- провести обучающий семинар по проблемам ювенального права и ювенальной юстиции на базе ювенального центра ВИ МВД РФ для руководителей и специалистов органов по делам молодежи субъектов Российской Федерации;
- подготовить и издать обучающую литературу по ювенальному праву, правовой защите подростков и молодежи.
8. Расширить систему социальных служб для подростков и молодежи, включая организацию центров медико-социальной помощи лицам, страдающим различными формами зависимости.
9. Рекомендовать органам местного самоуправления предусматривать при строительстве новых жилищных секторов выделение площадей под инфраструктуру досуга подростков, обеспечить отчисление части доходов (2-5 %) от объема жилищно-коммунальных услуг, предоставляемых населению, на организацию работы с подростками и молодежью по месту жительства.
10. Разработать и реализовать комплекс мер по обеспечению общественно полезной занятости несовершеннолетних и молодежи, включая оптимизацию механизма организации и финансирования трудовой занятости несовершеннолетних и молодежи, создать реальный механизм квотирования рабочих мест для несовершеннолетних и молодежи.
11. Принять меры по развитию и поддержке волонтерского движения в деятельности студенческих и иных молодежных общественных объединений, включая решение вопросов подготовки кадров для волонтерского движения.
12. Реализовать комплекс мер, направленных на совершенствование системы защиты прав и законных интересов подростков и молодежи, расширение доступа несовершеннолетних и их родителей (законных представителей) к различным формам правовой защиты, в том числе через:
- сеть общественных приемных по защите прав несовершеннолетних на региональном и муниципальном уровнях;
- введение во всех судах специализации судей по делам несовершеннолетних;
- способствовать развитию ювенальных центров, правовых клиник.
13. Законодательно гарантировать государственную поддержку учреждениям и организациям, активно участвующим в социально-правовой защите молодежи.

новости о программе
новости по регионам
дополнительные ссылки
Copyright © 2002 - 2003. Project Harmony Inc. Contact us: jdepi@projectharmony.ru

Rambler's Top100       НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНетаНаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета    Программа Обучение и доступ к Интернет (IATP) проводится с целью развития русскоязычных Интернет ресурсов путем обеспечения свободного доступа к Интернет.