English version :: CPTI web site :: DEPSY web site
 

ГОСНАРКОКОНТРОЛЬ - ЭТО СТРУКТУРА, КОТОРАЯ СПОСОБНА ПРИВЕСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ В ДЕЙСТВИЕ

27.12.2003

Одним из основных направлений деятельности Государственного комитета по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ является координация усилий тех ведомств, которые так или иначе связаны с проблемой профилактики наркомании. О том, каким образом будет строиться этот процесс, вы сможете узнать из выступления начальника Управления межведомственного взаимодействия в сфере профилактики Госнаркоконтроля РФ Бориса Прокофьевича Целинского, которое прозвучало на Первом рабочем совещании главных детских наркологов органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации


«Добрый день, уважаемые коллеги! Я говорю коллеги, потому что мы с вами идем рука об руку. До недавнего времени я трудился на направлении борьбы с наркотиками в Министерстве внутренних дел РФ, а теперь представляю одно из основных функциональных направлений новой структуры – Государственного комитета по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

В этом самостоятельном ведомстве, которое, также как, например, МВД, ФСБ, Таможенный комитет, относится к блоку правоохранительных ведомств, действуют три основных функциональных направления. Мне думается, что со всеми тремя направлениями, с сотрудниками, которые там работают, вам так или иначе придется иметь дело в процессе своей профессиональной деятельности. Первое направление – это оперативно-следственная работа. Это то же самое, что делают МВД, ФСБ – задержание наркопреступников, изъятие наркотиков, расследования и т.д. Второе направление деятельности нашего комитета – контроль за легальным оборотом наркотиков в аптеках, больницах, фармакологических складах. И третье направление, которое я здесь сегодня представляю – это межведомственное взаимодействие, координация деятельности в сфере профилактики наркомании и борьбы с наркопреступностью.

В составе комитета есть подразделение, призванное работать по этому направлению. Кроме того, на уровне федеральных округов, на уровне всех субъектов Российской Федерации имеются специально выделенные сотрудники для организации профилактической работы. Исходя из этого, нам и необходимо в дальнейшем выстраивать сверху донизу всю цепочку отношений, в том числе и с системой наркологии.

Здесь довольно много направлений взаимодействия, где, как мне видится, мы сможем поработать на общее благо. Тут и различные профилактические мероприятия, тут и совершенствование всей системы регулирования, в том числе и законодательного, здесь также и решение различных, если так можно выразиться, «застарелых» проблем, некоторые из которых тянутся десятки лет и мешают в работе. Сейчас, в связи с созданием Госнаркоконтроля, создалась уникальная ситуация для решения этих проблем, поскольку у вновь созданного органа есть функции межведомственной координации, а также некоторые надведомственные функции. Уже сейчас наш отдел является боеспособным подразделением, и активно включается в самые разные направления работы.

Несколько слов о том, в каких направлениях мы собираемся развивать свою деятельность. Прежде всего, речь идет об организации межведомственного взаимодействия. Для тех из вас, кто уже достаточно давно занимается проблемой наркомании, не секрет, что в значительной степени силы, средства, возможности различных ведомств, которые, так или иначе, призваны, исходя из своего персонала и компетенции, заниматься профилактикой наркомании, в значительной степени разобщены. Они используются нерационально, а иной раз эти усилия противодействуют друг другу, сводя на нет эффективность конечной деятельности. Это притом, что у нас давно, еще десять лет тому назад, утверждена единая государственная антинаркотическая политика. Выстроено довольно разветвленное антинаркотическое законодательство, которое на сегодняшний день представлено более чем 700 нормативно-правовыми актами. И вот, при всем при этом деятельность достаточно разобщена. Наша задача, как мне видится, собрать всех в один кулак, выстроиться в рамках единой антинаркотической политики и сообща решать злободневные, назревшие и достаточно сложные проблемы.

Второе направление, которое мы собираемся развивать – это взаимодействие с различными негосударственными структурами, которых на сегодняшний день великое множество. Тут и общественные, и религиозные организации, всевозможные политические движения, некоммерческие и коммерческие структуры. Вы все прекрасно знаете, что под флагом борьбы с наркоманией, прикрываясь этим благородным делом, творятся совершенно другие дела. Это и религиозное сектантство, которое нам пропихивают со всех сторон, это и различные сомнительные методики, включая зомбирование, использование различных сомнительных препаратов, встречается и откровенное набивание карманов, игра на некомпетентности тех людей, которые принимают решения о распределении тех или иных финансовых средств. На сегодняшний день и здесь не имеется какого-либо контроля. Посудите сами. Прежде тем как, допустим, тот же школьный учебник попадает на школьную парту, он проходит Федеральный экспертный совет в Министерстве образования РФ. Я могу привести и другие аналогии, когда происходит процесс экспертирования, когда существует определенный государственный контроль. Что же касается профилактики наркомании, то к подросткам, к детям в школу может прийти кто угодно. Достаточно убедить директора школы, что это важно, нужно, хорошо. И все. В этой области, несомненно, тоже необходимо ввести определенный стандарт и государственное регулирование.

Третье направление, которое представляется нам важным, это противодействие незаконной пропаганде и рекламе наркотиков. В этой области ситуация абсолютно, я это подчеркиваю, абсолютно бесконтрольна. Со страниц газет, журналов, в сети Интернет, в выступлениях различных музыкантов, безответственных политиков лавиной идет информация о наркотиках. И немало таких публикаций, которые представляют из себя ни что иное, как пособия для начинающих наркоманов – возьми это, смешай с этим, подогрей 3 минуты и ты получишь «очень хорошую вещь». Существуют всяческие публикации, красочно описывающие состояние наркотического опьянения. Есть и те, которые популистским образом предлагают легализовать у нас в стране наркотики с тем, чтобы победить наркомафию и т.д. Проще говоря, существует очень много такой информации, которая способна побудить, способна спровоцировать употребление наркотиков. Здесь явно просматривается необходимость нашего вмешательства, тем более что законодательство, позволяющее привлечь к ответственности за эти вещи, существует. Это и принятый в 1998 году Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах», это и новый Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. В Кодексе, кстати, появились дополнительные возможности для привлечения к ответственности за эти правонарушения. Однако, данное законодательство не работает, потому что не было такой структуры, такой системы, которая была бы способна привести этот механизм в действие. Сейчас такая структура появилась.

Раз уж уже сказал о законодательстве, то хочу отметить, что нам здесь предстоит сделать очень и очень много. Потому что, с одной стороны, существует немало препятствий, мешающих нормальной и плодотворной работе. А с другой стороны, есть такие положения, которые нуждаются в срочной корректировке, поскольку они позволяют извращать правоохранительную практику и не служат в пользу дела. В частности, недавно состоялось решение по поводу проекта Федерального закона о профилактики наркомании. Мы рассмотрели его содержание, оценили его перспективы с точки его соответствия законодательной техники и решили от законопроекта в таком виде отказаться. Соответствующее письмо за подписью заместителя председателя Госнаркоконтроля и Министра здравоохранения отправлено председателю Правительства. Однако мы не снимаем с повестки дня совершенствование законодательства по проблеме регулирования профилактики наркомании. И мы будем заниматься подобным совершенствованием, но путем внесения различных изменений, дополнений и поправок в уже существующее законодательство, в тот же Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах», в ряд других нормативных актов.

Еще одним важным направлением нашей деятельности является изучение передового отечественного и зарубежного опыта и, соответственно, его распространение и внедрение в практическую деятельность. Возьмем, к примеру, наркотесты. Эти средства для определения фактов употребления наркотических средств, для определения наличия наркотиков в организме человека очень эффективны. 10-15 лет тому назад, когда перед практикой возникали проблемы обнаружения в организме наркотиков, единственной возможностью определить состояние наркотического опьянения была организация доставки подозреваемого в областной наркологических диспансер, где могли провести такое освидетельствование и дать заключение. После этого уже можно было что-то делать. Сейчас же появились упомянутые мной наркотесты. И возникает закономерный вопрос – почему бы их не использовать шире, чем это происходит сейчас, почему бы их не сделать легитимными, юридически состоятельными? Для этого необходимо провести определенную работу по надлежащей юридической сертификации, отобрать из них наиболее приемлемые, наиболее точные и состоятельные, и дальше внедрять их в практическую деятельность. Сейчас у нас есть возможность привлекать к административной ответственности за факт употребления наркотиков. Эта норма, как вы понимаете, имеет определенное профилактическое значение. Должен вам сказать, что тут не только административный штраф, но и административный арест на пятнадцать суток.

Еще одной проблемой, которую имеет смысл сейчас просто обозначить, так как над ней необходимо серьезно подумать и посмотреть, как лучше всего к ней подойти, является наркологический учет. Вы знаете, что в Федеральном законе «О наркотических средствах и психотропных веществах» содержится соответствующая норма. Эти учеты имеют различные юридические факты и последствия. С одной стороны они используются для системы наркологии, а с другой стороны они имеют другие отдаленные юридические последствия. В частности, согласно упомянутому закону и соответствующему постановлению правительства, для определенных видов деятельности необходимо получение допуска, например для работы с наркотиками. На сегодняшний момент данный допуск оформляют органы внутренних дел. И, в частности, препятствием для получения такого допуска, является факт обнаружения в организме наркотиков. При получении лицензии на оружие, при получении водительского удостоверения – тоже самое. Видимо, такая система учета в скором времени будет вестись уже в нашем комитете.

Есть немало других вопросов и проблем, которые нуждаются в нашем с вами осмыслении и решении. Так что я вас ориентирую на наши подразделения. Знакомьтесь с людьми, которые там работают, а мы, в свою очередь, будем всячески способствовать этому. Мы снабдим своих сотрудников различными инструкциями и методическими рекомендациями, из которых они узнают, как правильно строить взаимоотношения, как помогать друг другу и т.д. Вы должны понять, что в подразделениях Госнаркоконтроля есть сотрудники, которые ответственны за профилактику наркомании, причем эти сотрудники имеют реальную возможность воздействовать, я это повторю, воздействовать на другие ведомства. А ведь ведомств, которые так или иначе задействованы в этой работе, больше тридцати. Благодарю за внимание».


По материалам Сайта «Нет – Наркотикам»

новости о программе
новости по регионам
дополнительные ссылки
Copyright © 2002 - 2003. Project Harmony Inc. Contact us: jdepi@projectharmony.ru

Rambler's Top100       НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНетаНаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета    Программа Обучение и доступ к Интернет (IATP) проводится с целью развития русскоязычных Интернет ресурсов путем обеспечения свободного доступа к Интернет.